Изменения в законодательстве

20 октября 2015 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Вступил в силу с 25 июля 2015 года, за исключением отдельных положений. Вносит изменения в регулирование отношений, связанных с осуществлением строительства с привлечением денежных средств. 

1. Внесены изменения в Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…» в части требований к лицам, которые могут предоставлять обеспечение исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве. Так, с 1 октября 2015 года вводится новое требование к банкам, которые могут выступать поручителями по таким договорам: включение в реестр банков, состоящих на учете в системе страхования вкладов, и отсутствие запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». 

С 1 октября 2015 года также вводится ряд новых требований к страховым организациям, с которыми может заключаться договор страхования гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору: 1) наличие лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования, представившей в ЦБ РФ принятые ею в рамках вида страхования «страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору» правила страхования, 2) наличие собственных средств в размере не менее чем 1 миллиард рублей (сейчас не менее чем 400 миллионов рублей), 3) отсутствие предписаний ЦБ РФ о несоблюдении требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности. 

В случае, если страховая организация или кредитная организация, с которыми застройщиком заключен соответственно договор страхования или договор поручительства, не соответствует новым требованиям, застройщик до 15 октября 2015 года обязан заключить договор страхования с другой страховой организацией или обществом взаимного страхования либо договор поручительства с другой кредитной организацией. 

Несоответствие кредитной организации или страховой организации указанным требованиям является основанием одностороннего отказа от исполнения договора поручительства или договора страхования. 

Информация о банках и страховых организациях, которые соответствуют всем требованиям для обеспечения исполнения обязательств по договорам участия в долевом строительстве, подлежит с 1 октября 2015 года размещению на официальном сайте ЦБ РФ. 

2. Вводится обязанность поручителя, страховщика в случае досрочного прекращения поручительства, расторжения или досрочного прекращения договора страхования уведомить об этом орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительств, и орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. За невыполнение данной обязанности введена административная ответственность. 

3. Установлено, что в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации – поручителя, лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования у страховой организации, либо назначения в такой кредитной, страховой организации временной администрации застройщик в течение 15 дней обязан заключить договор поручительства, страхования с другой организацией либо участвовать в обществе взаимного страхования или заключить договор страхования, поручительства. При этом застройщик вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора поручительства в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации. 

4. Внесен ряд изменений, связанных со страхованием гражданской ответственности застройщика на неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору участия в долевом строительстве. Так, выгодоприобретателями по договору страхования могут быть кредитные организации, получившие права требования участника долевого строительства, вытекающие из договора участия в долевом строительстве, вследствие оставления за собой предмета ипотеки. Допускается замена выгодоприобретателя, указанного в договоре страхования, другим лицом в случае уступки права требования по договору с уведомлением об этом в письменной форме страховщика. В случае расторжения или досрочного прекращения договора страхования застройщик обязан в течение 15 дней заключить другой договор страхования. 

5. Уточнен объем информации о способе обеспечения исполнения обязательств застройщика по договору, подлежащей к включению в информацию о проекте. 

6. Уточняется перечень документов, необходимых для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве: документ, подтверждающий уплату страховой премии (части страховой премии) в соответствии с договором страхования или документ, подтверждающий оплату вознаграждения по договору поручительства. 

7. С 1 января 2017 года вводится также требование о внесении в отношении земельного участка, на котором осуществляется строительство, записи о способах обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве – поручительстве, страховании (сейчас только о залоге). С указанной даты расторжение или прекращение договора страхования или договора поручительства в отношении жилого помещения в создаваемом объекте недвижимого имущества может являться основанием для отказа в государственной регистрации договора участия в долевом строительстве. 

8. С 1 июля 2016 года увеличивается ответственность юридических лиц, осуществляющих строительство многоквартирных домов, за неразмещение информации в государственной информационной системе ЖКХ или нарушение установленных прядка, способов, сроков, объема размещения информации – с 30 до 100 тыс. рублей. 

9. Изменены требования к образованию общества взаимного страхования. 

Установлено, что общество не может быть создано исключительно по инициативе юридических лиц. Так, с участием юридических лиц общество может быть создано по инициативе не менее чем пяти физических лиц и не менее чем трех юридических лиц, но не более чем двух тысяч физических лиц и не более чем пятисот юридических лиц. 

Предусмотрено, что общество может быть создано также в результате реорганизации юридического лица, в том числе в форме преобразования (за исключением обществ взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков). До внесения указанных изменений, общества взаимного страхования могли быть созданы только в результате реорганизации существующих обществ взаимного страхования, потребительского кооператива или некоммерческого партнерства (за исключением обществ взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков). 

10. Введен новый коллегиальный совещательный орган общества взаимного страхования застройщиков - попечительский совет общества взаимного страхования застройщиков. В состав попечительского совета общества входят девять членов - три представителя Правительства РФ, один представитель Банка России, три независимых эксперта, председатель правления общества и директор общества. К компетенции попечительского совета общества относится: рассмотрение отчетов директора общества по вопросам деятельности общества; рассмотрение планов деятельности общества на очередной финансовый год, в том числе финансовых планов, и отчетов правления общества о деятельности общества по итогам финансового года; рассмотрение годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки годового отчета и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. 

11. Изменения вносятся в части деятельности жилищно-строительных кооперативов (далее – ЖСК). Так, вводится запрет для ЖСК, за исключением ЖСК, создание которых предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», на одновременное строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три. 

ЖСК должны соответствовать указанному требованию до 25.07.2016. 

Если после 25.07.2015 ранее созданный ЖСК осуществляет строительство более одного многоквартирного дома или количество членов такого кооператива превышает количество жилых помещений в строящемся многоквартирном доме с количеством этажей более чем три, не допускается принятие новых членов в указанный ЖСК до получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов, строительство которых осуществляется на указанную дату. 

12. Установлены особенности организации и деятельности ЖСК, осуществляющего строительство многоквартирного дома. Так, такой ЖСК обязан в установленном порядке размещать устав кооператива, а также информацию о количестве членов ЖСК, разрешении на строительство многоквартирного дома, о правах ЖСК на земельный участок, о количестве жилых помещений в строящемся многоквартирном доме, описание их технических характеристик, о предполагаемом сроке получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома. Установлена обязанность ЖСК по требованию своих членов предоставлять (в том числе с использованием системы) документы ЖСК, а также проектную документацию, заключение экспертизы проектной документации, документы о правах на землю и т.д. 

Обязанность размещения информации в системе и предоставления документов для ознакомления с использованием системы возникает с 1 июля 2016 года. 

13. Предусмотрено, что изменения в проектную документацию могут вноситься на основании решения общего собрания членов ЖСК, принятого более 3/4 членов, присутствовавших на таком общем собрании. 

14. Предусмотрено ведение ЖСК реестра своих членов (как обязанность вступает в силу с 1 июля 2016 года). С 1 июля 2016 года вводится административная ответственность за неисполнение ЖСК, осуществляющим строительство многоквартирного дома, обязанности по ведению реестра своих членов. 

15. Введен контроль за деятельностью ЖСК, связанной с привлечением средств членов ЖСК для строительства многоквартирного дома. Такой контроль осуществляется до ввода объекта в эксплуатацию (после - государственный жилищный надзор). Определены полномочия контролирующего органа. Так, в случае неисполнения ЖСК предписания об устранении выявленных нарушений, а также в случае, если эти нарушения создают реальную угрозу правам и законным интересам членов ЖСК, контролирующий орган вправе вынести предписание о приостановлении деятельности ЖСК по привлечению новых членов кооператива до устранения соответствующих нарушений. Контролирующий орган в случае неисполнения его предписаний ЖСК вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации этого кооператива. 

Плановая проверка проводится по истечении одного года с даты выдачи ЖСК разрешения на строительство либо с даты окончания проведения последней плановой проверки такого кооператива. 

16. Изменены отдельные положения процедуры банкротства застройщиков. 

Внесены уточнения в части установления размера денежного требования участника строительства при банкротстве застройщика. Так, при расчете размера убытков учитывается стоимость жилого помещения, определенная на дату введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве к застройщику, в рамках которой предъявлено требование участника строительства, а не стоимость, определенная на дату расторжения договора, предусматривающего передачу жилого помещения. Размер убытков в виде реального ущерба учитывается также при определении размера требований участников строительства, включенных в реестр требований о передаче жилых помещений. 

Уточнено, что в ходе конкурсного производства в третью очередь подлежат удовлетворению требования лица, обеспечивающего исполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве, которые перешли к нему в результате исполнения обеспеченных обязательств перед гражданами - участниками строительства. А требования указанных лиц, которые перешли к нему в результате исполнения обеспеченных обязательств перед участниками строительства, являющимися юридическими лицами, подлежат удовлетворению в четвертую очередь (До внесения указанных изменений в таком порядке удовлетворялись только требования банка – поручителя). При этом исключено положение, что страховщик, застраховавший гражданскую ответственность застройщика, имеет право требования к должнику в размере произведенных выплат. 

Вышеуказанные положения применяются, если производство по делу о банкротстве застройщика возбуждено после 25.07.2015, а также если производство по делу о банкротстве застройщика возбуждено до указанной даты но к этому дню не завершились расчеты с кредиторами третьей очереди.

Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Вступает в силу 1 января 2016 года. Вводит возможность обжалования в антимонопольном органе нарушений порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства. 

1. Установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на акты и (или) действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество), в части: 

а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры; 

б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства. 

При этом жалоба на решения и (или) действия (бездействие) органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, их должностных лиц может быть подана в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в орган, предоставляющий соответствующую услугу или в вышестоящий орган) либо в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, в антимонопольный орган. 

Кроме того, могут быть обжалованы действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, выраженные в: 

а) незаконном отказе в приеме документов, заявлений; 

б) предъявлении к лицу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации; 

в) нарушении установленных сроков осуществления процедуры; 

г) предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства. 

Рассмотрение жалобы на акты и (или) действия (бездействие) указанных органов и организаций допускается по истечение 6 месяцев со дня вступления в силу акта Правительства Российской Федерации, утвердившего исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства. 

2. Установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом указанных жалоб (аналогичный порядку рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров). Так, обжалование актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, допускается не позднее чем в течение трех месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. Определено содержание такой жалобы. Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы. Если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на вышеуказанный срок. В случае признания жалобы обоснованной или в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) антимонопольный орган принимает решение о необходимости выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства. 

Обжалование актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке. 

3. Внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Уточнен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ «Нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)» (ранее – нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, к системам водоснабжения и водоотведения). 

4. Предусмотрена ответственность за новое административное правонарушение «Нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства» (ст. 14.91). При этом нарушением признаются действия (бездействие) должностных лиц, органов или организаций, выразившиеся в нарушении установленных сроков осуществления процедур, либо в предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, за исключением случаев нарушения законодательства об организации предоставления государственных или муниципальных услуг. 

Органом, уполномоченным на рассмотрение дел о таких административных правонарушениях, является ФАС и ее территориальные органы 

5. Установлено, что до принятия правил землепользования и застройки, но применительно к городу Москве, Московской области, к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 1 января 2015 года правила землепользования и застройки не утверждены, до 1 июля 2016 года срок подготовки и утверждения градостроительного плана земельного участка (30 дней) продлевается в случае: 

а) направления в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами проекта градостроительного плана земельного участка на рассмотрение на публичных слушаниях на срок, необходимый для организации и проведения публичных слушаний; 

б) выявления уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления противоречий в документах, которые в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами необходимы для выдачи градостроительного плана земельного участка и представлены в указанные уполномоченные органы лицом, обратившимся с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, или получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия, на срок, необходимый для уточнения соответствующих сведений.

Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Вступает в силу с 1 сентября 2015 года. Вносятся изменения в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в части регулирования отношений, связанных с самовольным строительством. 

1. Уточнено понятие самовольной постройки, введен новый признак самовольного строительства – создание здания, сооружения на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта. Также уточнено, что любое, а не только существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил является признаком самовольного строительства. 

2. Введены условия, при одновременном соблюдении которых возможно признание за правообладателем земельного участка права собственности на самовольную постройку: 

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; 

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; 

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. 

3. Органы местного самоуправления наделяются правом принимать решения о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения. Урегулирован порядок информирования заинтересованных лиц о принятом решении органа. В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение.

Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Вступил в силу 30 июня 2015 года, за исключением отдельных положений. 

1. Установлено, что проектная документация, подготавливаемая для строительства, реконструкции многоквартирного дома, должна включать в себя раздел - сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого дома, об объеме и о составе указанных работ. Указанное требование не применяется в случае, если до дня вступления в силу Закона: 

1) проектная документация по строительству, реконструкции многоквартирного дома утверждена или направлена на экспертизу проектной документации; 

2) проектная документация по строительству, реконструкции многоквартирного дома не подлежит экспертизе проектной документации и подано заявление о выдаче разрешения на строительство такого многоквартирного дома.

Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Вступил в силу 14 июля 2015 года. 

1. Предусмотрено, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства. Данное правило не применяется в отношении: 

1) лиц, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, и с даты окончания проведения проверки прошло менее трех лет; 

2) лицо, осуществляет виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, перечень которых устанавливается Правительством РФ. 

Указанная норма о непроведении плановых проверок также не применяется при проведении: 

1) федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности; 

2) федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности; 

3) государственного экологического надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории; 

4) федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности; 

5) федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны; 

6) лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами; 

7) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций; 

8) федерального государственного надзора в области использования атомной энергии. 

2. Предусматривается, что при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством РФ, применяют риск-ориентированный подход. Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством РФ, если такие критерии не установлены федеральным законом. 

В зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности Правительством РФ может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок (не 1 раз в 3 года) или установлено, что плановая проверка, выездная плановая проверка такого юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится либо установлен сокращенный срок проведения проверки. 

Указанные положения в части риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) применяются с 1 января 2018 года. Правительство РФ вправе определить отдельные виды государственного контроля (надзора), которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до 1 января 2018 года.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2015 года № 767 «О внесении в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Вступило в силу 7 августа 2015 года. 

1. Внесены изменения в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145, в части установления требования о предоставлении для проведения государственной экспертизы проектной документации сведений о решении Правительства РФ о разработке и применении индивидуальных сметных нормативов (в случае, если такое решение принято в соответствии с пунктом 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию). 

2. Внесено изменение в пункт 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87, согласно которому разработка и применение индивидуальных сметных нормативов, предназначенных для строительства конкретного объекта по предусматриваемым в проектной документации технологиям производства работ, условиям труда и поставок ресурсов, отсутствующим или отличным от технологий, учтенных в сметных нормативах, содержащихся в федеральном реестре сметных нормативов, осуществляется по решению Правительства Российской Федерации. Ранее индивидуальные сметные нормативы могли разрабатываться по решению заказчика, если в федеральном реестре отсутствуют необходимые сметные нормативы.

Обзор подготовлен Институтом развития строительной отрасли.